Современное сумо берет свои истоки с периода Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новый могущественный класс искал новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением стала борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Для того чтобы победить в сумо, достаточно вытолкнуть соперника за пределы круга или вынудить его коснуться поверхности круга какой-либо частью тела, кроме ступней. Из-за небольшого размера ринга малейшая оплошность, допущенная борцом, приводит к поражению. Поэтому в сумо спортсмен должен постоянно следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры.

Составляющих победы в сумо три: бойцовский дух, техника и масса.

Причем именно в таком порядке. Масса спортсмена стоит только на третьем месте. Интересно проследить, как менялся вес сумоистов. С древних времен и до 1910 года к сумоистским схваткам допускались люди, имевшие вес не менее 52 кг. Требований к росту не существовало никаких. Это объяснялось тем, что японцы питались в основном растительной пищей (буддизм запрещал есть мясо, а мучные продукты еще не были завезены из Европы) и были одинаково низкорослы.

Сумо хорошо известна своей системой строгой иерархии. Борцы состоят в "комнате" (хэя), которой управляет ояката, являющийся тренером и наставником. Младшие борцы должны каждый день готовить и обслуживать более опытных. В клубы сумо учеников принимают в возрасте 10-15 лет. Хотя предпочтение отдаётся мальчикам крепкого сложения и высокого роста, никто из них, конечно, даже отдалённо не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счёт увеличения мышц и наращивания веса

СУМОТОРИ

Встретив сумотори в городе, вы сможете вычленить его из толпы низкорослых японцев по габаритам и характерной прическе, знающий человек без особого труда определит и его ранг. Осмотр для определения его статуса следует проводить снизу вверх: деревянные шлепанцы (гэта), одетые на босую ногу означают, что вы имеете дело с борцами двух низших дивизионов. Если борец при этом носит традиционный домашний халат (юката) - он, без сомнения, из низшего дивизиона (дзёнокути), а если кимоно, то из следующего - дзёнидан.
Если рикиси (борец профессионального сумо) на босу ногу надел сэтта (сандалии на кожаной подошве), да вдобавок он одет в национальную парадную одежду (хаори, хакама) - значит он из четвертого дивизиона - сандаммэ.

Наличие носков (таби) вдобавок к сэтта и пальто-накидки вдобавок к (хаори, хакама) означают принадлежность к третьему дивизиону макусита.

Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода "в отставку" многим рикиси удаётся путём специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в "обычного" человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощрённые ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с лёгкостью выполнять гимнастический мостик, "шпагат" и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчёркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма своеобразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси.

Также большое внимание уделяется колоритным причёскам, которым борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.

Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе. Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая причёска, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ - пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья не достигшие ещё звания мастера, довольствуются более скромной причёской - тён-магэ. По всей Японии насчитывается немногим более тридцати настоящих знатоков сумоистских причёсок, первоклассных цирюльников-токояма. Большинство клубов обходятся услугами подмастерьев.

День сумоиста обычно строится по расписанию. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил и предельной концентрации. В одиннадцать большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну (фуро) и завтракают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций. Какую же пищу предпочитают великаны?

Завтрак (тянко-набэ) тяжеловеса всегда состоит из тянко - высококалорийного и достаточно вкусного мясного блюда наподобие рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Готовится тянко в котле на медленном огне, и секрет его приготовления должен знать каждый сумоист, так как в клубе выделяют специальных дежурных по кухне, которые поочерёдно готовят трапезу на весь коллектив. Японцы утверждают, что само слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно и означает "китайское рагу".

После завтрака следует двух-трёхчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин. Любопытно, что рикиси в отличие от прочих спортсменов не ограничивают себя в спиртном. За ужином им разрешается выпить добрую толику пива или сакэ.

Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствуют быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий.
После каждого чемпионата появляются новые одзэки, но высшее звание ёкодзуна присуждается редко, раз в несколько лет.

БАНДЗУКЭ - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ В ОДЗУМО

Профессиональное сумо (одзумо) имеет строгую иерархическую структуру. Оно подразделяется на 6 дивизионов. В высшем дивизионе (макуути) борцы имеют ранги наподобие спортивных разрядов, высший из которых - ёкодзуна - дается пожизненно, остальные - одзэки, сэкивакэ, комусуби и маэгасира - завоевываются и подтверждаются борцами в ходе турниров. Ранги борцов низших дивизионов - дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути - именуются также как название дивизиона с добавлением номера, соответствующего положению в рейтинге.

Иерархическая структура одзумо, ранжирование рикиси, статус судей и прочее, в общем всё, что определяет положение членов Ассоциации отражается в уникальном рейтинг-листе, именуемом бандзукэ и тоже имеющем многовековую историю.

Бандзукэ - это, прежде всего, рейтинг-лист сумотори, публикуемый в понедельник за 13 дней до начала каждого из шести басё. Исключение составляет только бандзукэ, публикуемый перед январским Хацу басё, поскольку он выпускается еще перед новогодними праздниками, примерно за 16 дней до турнира.

Традиция бандзукэ ведет свое начало с конца 17-го века, когда был изготовлен первый рейтинг-лист, который представлял собой деревянную дощечку с именами рикиси.

Этот документ и сейчас создаётся вручную гёдзи высокой категории, который вписывает в него имена всех действующих сумотори, используя особый способ написания иероглифов - сумомодзи.

На всеяпонских чемпионатах со времён позднего средневековья и до наших дней все участники распределялись по географической принадлежности между командами "Восток" и "Запад". В первую входили представители восточных и северо-восточных провинций Японии с центром в столице сёгуната - Эдо. Во вторую - представители западных и юго-западных провинций с центром в богатом и купеческом городе Осака.

На турнирах рикиси трех низших дивизионов выступают в маваси из хлопка.
Рикиси и зарплату, и иные вознаграждения получают в соответствии со своим положением в табели о рангах. Так, сумотори, выступающие в четырех низших дивизионах, получают деньги только за участие в турнирах - соответственно 700, 750, 850, и 1200 дол., а за победу на турнире в своем дивизионе 1000, 2000, 3000 и 5000 дол. (естественно в иенах). Правда, живут они на всем готовом.

Разрыв между четырьмя низшими и двумя высшими дивизионами - колоссален. Рикиси двух высших дивизионов именуются сэкитори, и они уже получают регулярно каждый месяц зарплату. Иными словами, сэкитори - это профессионалы высшего разряда.

На турнирах они облачаются в шелковые маваси со шнурками того же цвета (сагари), которые крепятся к маваси спереди и снимаются после схватки. Более богаты и разнообразны и ритуалы в схватках сэкитори. Они имеют право разбрасывать перед поединком соль и пить "воду, дающую силу" (тикара-мидзу), а также участвуют в торжественном выходе на дохё (дохё-ири), надев церемониальный фартук - кэсё-маваси.

Привлекательна жизнь сэкитори, но, как свидетельствует многолетняя статистика, лишь один из 10 рикиси достигает этого статуса.

Они имеют право на отдельную комнату, встают позже других, освобождаются от всякой домашней работы (приготовление еды, покупки, стирка и т.д.), на тренировки повязывают белый маваси, первыми принимают ванну и садятся за стол. Для поддержания дисциплины и воспитания нерадивой молодежи им разрешается пользоваться бамбуковой тростью. Они имеют право на ординарцев (цукэбито), которые им всячески прислуживают, а во время выхода в город, являются еще и их телохранителями. Помимо этого сэкитори получают право давать автографы в виде отпечатка своей ладони (тэгата), иметь свой клуб болельщиков (коэнкай), использовать зонтик (представители младших дивизионов мокнут под дождем), делать прическу оитё, а также носить свои вещи в специальном бамбуковом чемоданчике - акэни.

Зарплата сэкитори составляет 8700$, а вознаграждение за победу на турнире - 20 000 долларов США.

В свет они выходят обувшись в таби и сэтта и облачившись в специального покроя хаори и хакама, а от представителей макусита их, в первую очередь, отличает прическа и вся остальная упомянутая атрибутика - акэни, зонтик, цукэбито.

Сэкитори, выступающие в высшем дивизионе - макуути, а их всего 40 человек, могут иметь один из 5 рангов: маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки и ёкодзуна. Три ранга - комусуби, сэкивакэ и одзэки имеют одно обобщенное название - санъяку. Зарплата в макуути составляет от 11 000 у низшего ранга до 20 000 долларов США - у высшего. Помимо этого существует различное количество бонусов и премиальных.

ЕЖЕГОДНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ СУМО

Сейчас в Японии ежегодно проводятся шесть больших чемпионатов сумо: три в Токио и по одному в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Участники соревнований делятся по традиции на две команды - "Восток" и "Запад". Чемпионат длится 15 дней. Каждый участник борется один раз в день с разными противниками. Победитель в день окончания соревнований награждается императорским кубком. Кроме того, учреждены еще три премии: мастеру, наиболее удачно выступившему в схватке с чемпионом, за боевой дух и за техническое совершенство. Чтобы заслужить любую из наград, борец должен выиграть не менее восьми схваток из предложенных ему пятнадцати.

Турниры - басе - проводятся на специальной арене - дохе. Она сделана из глины (причем добывают ее в строго определенных местах, о которых знают лишь "посвященные"), сверху насыпают тонкий слой песка. Дохе можно построить в любом зале. На это отводится 72 часа, не больше и не меньше. Занимаются сооружением арены ровно 42 йобидаси: они и строители, и в дальнейшем - ведущие турнира. При строительстве дохе они обязательно выполняют священный ритуал: в центре закапывают каштан, плод китайского мисканта, сушеную каракатицу, морские водоросли, мытый рис и соль. Перед началом турнира все это поливают освященным саке. Женщинам ступать на дохе категорически запрещено. Впрочем, этих ритуальных таинств зрители не видят.

Зато они становятся свидетелями грандиозной церемонии, открывающей турнир - дохеири (вступление участников турнира на помост): облаченнные в специальные одеяния - кэсе-маваси (это сшитые вручную шелковые пояса, расшитые золотыми и серебряными нитями, предназначенные только для церемонии открытия), под ритмичные звуки деревянных палочек на дохе выходят борцы сумо. Каждый обязательно хлопает в ладоши, что символизирует избавление от злых духов. Затем наступает самый торжественный момент: на помост вступает йокодзуна - борец, достигший высшего титула в борцовской иерархии. Его сопровождают два оруженосца. Йокодзуна хлопает в ладоши, привлекая внимание богов, затем вытягивает руки ладонями вверх, показывая, что он безоружен, и, наконец, высоко поднимая ноги, топает, изгоняя злых духов с дохе. Заключает торжественную церемонию выход на помост судей - гедзи, одетых в старинные кимоно. В руке каждого гедзи - веер, которым он будет указывать победителя поединка. По завершении церемонии начинаются собственно соревнования. Завершается турнир также впечатляющей церемонией: победитель исполняет танец с луком (ритуал сохранился с давних пор, когда победитель получал лук в награду).

Расписание чемпионатов сумо на 2016 год:

Расписание чемпионатов сумо на 2017 год:

У историков нет достоверных данных о том, возникла ли эта борьба собственно в Японии или она была привнесена с материка. Однако японские специалисты, дотошно изучающие историю возникновения и развития сумо, небезосновательно полагают, что сумо появилось на Японских островах не менее 2 тысяч лет тому назад.

Среди японских мифов и легенд есть немало сказаний, связанных с сумо. Так, в древнейших японских летописях "Кодзики" ("Записи о делах древности") рассказывается о том, как богиня солнца Аматэрасу-омиками (главная синтоистская богиня, сотворившая Японские острова) направила к богу Окунинуси-но микото, управлявшему страной Идзумо, нового назначенца Такэмидзути-но ками с тем, чтобы он принял бразды правления в свои руки.

Сын и наследник Окунинуси - бог Такэминаката-но ками (тогда все правители были богами), рассчитывавший получить власть над страной из рук стареющего предка, не посмел напрямую ослушаться приказа верховной богини и заявил богу-назначенцу: "Давай померяемся силами, поборемся, и тот, кто победит, тот и станет правителем". И вот, сошлись в борцовском поединке два бога. Такэмидзути победил и стал правителем страны Идзумо.

Легенда эта во многом знаменательна.

Во-первых, это, вероятно, был первый в истории Японии поединок сумо, и состоялся он во времена незапамятные - никто из историков не возьмется даже приблизительно определить, когда жили и правили страной Идзумо эти боги.

Во-вторых, одно из первых самонаименований Страны восходящего солнца созвучно с сумо. Может быть, древние японцы само становление своей страны связывали с сумо?! И самое интересное! Это, видимо, был первый в истории случай относительно мирного исхода борьбы за власть!

В других древних японских свитках - "Нихонсёки" ("Японские хроники") изложена легенда о том, как в 7-ой день, 7-го месяца, 7-го года эпохи Суйнин (29 г. до н. э. - 70 г. н. э.) пред очи Императора, а он по преданию был уже одиннадцатым императором страны, в поединке сумо сошлись два знаменитых воина - Номиносукунэ и Тайманокэхая.

По древнему (лунному) календарю 7-ой месяц приходился на август - период сбора первого урожая риса. Видимо, поединки сумо уже в те времена проводились регулярно в дни празднеств - благодарений богам за богатый урожай и были частью религиозного ритуала.

Благодаря легенде, победитель этого поединка - Номиносукунэ - был обожествлен, стал одним из синтоистских богов, и до сих пор почитается в Японии как родоначальник сумо.

Сумо в древней Японии

К 3-6 вв. н. э. относятся археологические находки, свидетельствующие о широком распространении сумо и приобретении им новых функций.

В те времена существовал обряд захоронения правителей в высоких могильных холмах - кофун. Этот период в истории Японии так и называется эпоха Кофун.

Среди вещей, найденных при раскопках могильных холмов, были обнаружены глиняные фигурки ханива, исполненные в виде рикиси (борцы сумо, дословно - сильный воин), а также ритуальная и бытовая глиняная посуда, на которой сохранились росписи с изображением сценок поединков сумо.

Видимо, поединки сумо становятся также частью погребального ритуала. Интересно, что бог-основоположник сумо Номиносукунэ почитался также как родоначальник клана гончарных мастеров, ответственных за изготовление ритуальной посуды для погребения императоров.

Знаменательно, что на росписях изображались не только пары рикиси, сошедшиеся в поединке, но и фигурки зрителей. А это значит, что сумо в те времена уже было зрелищем.

Первым исторически обоснованным фактом проведения турнира по сумо, видимо, можно считать свидетельство из тех же "Японских хроник" (Нихонсёки)

Император Когёку в первый год своего правления (642 г. н. э.), 22-го дня, 2-го месяца, принимая посланника страны Кудара (южная часть Корейского полуострова), собрал со всей страны, лучших, избранных воинов-силачей (по-японски - кондэй, то же, что по-русски - богатырь) и устроил в его честь турнир по сумо.

Япония в те времена была если не колонией, то "младшим братом", сателлитом корейского царства: государственность на Корейском полуострове начала складываться несколько раньше, чем на Японских островах. Потому-то принимал Император Когёку посланника из страны Кудара как особу высокопоставленную.

Проведение в честь корейского посланника турнира по сумо свидетельствует о том, что сумо к тому времени становится также неотъемлемой частью придворного, светского ритуала.

Сумо в раннем средневековье.

В эпоху Нара (710-794 гг.) начинает складываться придворный ритуал "лицезрения сумо" (сумай-но сэтиэ). Турниры по сумо устраиваются прямо в императорском дворце. Ритуальным становится появление Императора и его свиты на почётных зрительских местах, выход борцов и судей на площадку для состязаний.

В эпоху Хэйан (794-1185 гг.) турниры по сумо при императорском дворе регулярно проводятся уже несколько раз в году. Главный турнир организовывался 7-го числа, 7-го месяца в честь поединка между Номиносукунэ и Тайманокэхая. Правда, с течением времени эти даты соблюдались уже не так строго.

Борцов, а их называли тогда сумаибито, собирали по всей стране. В роли селекционеров выступали высшие чины императорской гвардии, которые перед каждым турниром разъезжались по самым дальним уголкам Японии и отбирали среди сильнейших воинов-сумаибито.

К этому времени уже сложилась турнирная система, система правил и судейства.

В день турнира борцов условно делили на две группы - "правых" и "левых" (по правую и левую руку от императора). На первом этапе "правые" и "левые" боролись только между собой. Каждый сумаибито за время турнира проводил примерно 20 поединков.

Дохё (площадка для борьбы) тогда не было; борьба проходила на ничем не ограниченной площадке, и победителем в поединке становился тот, кто опрокидывал своего соперника на землю. Борцам было запрещено хватать соперника за волосы, бить кулаками в голову и пинать ногами.

А победитель турнира, как и ныне, уже тогда выявлялся по соотношению побед и поражений. Если у двух сумаибито этот показатель оказывался равным, между ними устраивалась решающая схватка.

Рефери именовался тогда идэи, и был он главным и единственным арбитром. Однако, если императору казалось, что исход поединка сомнителен, по его знаку начальник гвардии мог дать указание провести повторную схватку (торинаоси).

Существовали понятия изготовки, стартовой позиции (нэриай) и повторного старта (сикиринаоси), а стало быть, рефери должен был следить за синхронностью старта борцов и назначать сикиринаоси, если кто-либо из них совершал фальстарт.

В этот период сложился и определенный турнирный ритуал, была регламентирована и экипировка сумаибито. На поединок борцы выходили в набедренных повязках, которые именовались тогда тосаги. Правда, не ясно, повязывались ли они также, как в современном сумо или просто обвязывались вокруг пояса.

Перед турниром все сумаибито для торжественного выхода пред очи Императора поверх тосаги надевали специальное охотничье кимоно каригину, а на голову нахлобучивали особой формы остроконечный с короткими, загнутыми вверх полями головной убор цвета вороньего крыла, который назывался эбоси.

В более поздние времена каригину и эбоси становятся основными элементами повседневной одежды придворной знати самураев, а в современном одзумо - униформой рефери (гёдзи).

В дальнейшем по мере усиления воинского сословия (буси) и ослабления императорской власти придворные турниры стали проводиться с большими перерывами, а в 4-й год эпохи Сёан (1174 г.) "лицезрение сумо" как придворный ритуал было проведено в последний раз, и четыре века эта страница императорских ритуалов была закрыта.

Сумо в феодальной Японии.

В период феодальной раздробленности, в эпоху Камакура (1185-1333 гг.), когда в стране окончательно устанавливается власть сёгуна (верховного военного правителя) и, особенно, в эпоху Муромати (1392-1568 гг.) сумо широко распространяется как вид прикладного боевого искусства, средство (путь) воспитания духа и укрепления тела воинов-самураев.

В известных хрониках того периода "Восточное зерцало" (Адзумакагами), составленных правительством Минамото (династия сёгунов, правивших в эпоху Камакура), целые разделы посвящены "лицезрению сумо", как ритуалу, проводимому при дворе сёгуна.

В "Зерцале" особо подчеркивается, что сёгун обязательно присутствовал (а может быть и сам участвовал) и на рыцарских турнирах, регулярно проводимых при главном храме Бога войны Хатимангу в городе Цуругаока, что неподалеку от тогдашней ставки верховного правителя, и наблюдал за состязаниями конных лучников (ябусамэ), скачками (кэма) и поединками сумаибито.

В более позднее время, в эпоху Муромати, когда правила династия сёгунов Асикага, при храме Хатимангу появляются даже специальные священнослужители - сумосёку, которые отвечали за проведение турниров по сумо. Турнирный ритуал, правила борьбы и регламентация судейства совершенствуются, и, по сути дела, в этот период закладываются основы профессионального сумо.

Наряду с прикладным, воинским видом этой борьбы по всей стране широко распространяется "народное" сумо. "Народное" сумо ведет свое начало от самых древних ритуальных поединков в дни празднеств - благодарений богам за урожай.

Турниры по сумо, посвященные сбору урожая, началу строительства или открытию нового моста проводятся во всех уголках Японии.

В большинстве случаев это было так называемое сумо-жертвоприношение. Поединки сумаибито были частью мольбы об урожае или ритуального благодарения за урожай. Позже широко стали проводиться благотворительные турниры по сумо, на которых собирались пожертвования на строительство дорог, мостов и другие общественные работы.

В таких турнирах принимают участие крестьяне, ремесленники, торговцы и другие простолюдины. Поединки часто проходили прямо на улицах и площадях городов и поселков и собирали несметные толпы зевак. Ни дохё, ни рефери, ни ритуального одеяния борцов на таких поединках не было. Победитель выявлялся самым демократическим путем, им становился тот, кто заваливал соперника на землю или выпихивал его в толпу зрителей.

Образ этого сумо в наши дни угадывается в различных народных празднествах и синтоистских обрядах, до сих пор широко проводимых по всей Японии.

В период Сэнгоку дзидай (эпоха Воюющих провинций) (1467-1568 гг.), во второй половине правления династии сёгунов Асикага, когда феодальная раздробленность достигла своего предела, сумо становится по-настоящему массовым народным зрелищем. Процветает и рыцарское, и "народное" сумо.

Крупные землевладельцы, князья-даймё, стремясь перещеголять друг друга и даже сёгуна, устраивали в своих замках пышные массовые турниры по сумо, в которых принимало участие несколько сот сумаибито.

Так в один только 1568 г. были проведены два крупнейших турнира, которые, наверное, смело можно назвать Играми сумо, поскольку в одном из них, в провинции Омиэ приняло участие 300 борцов, а в другом - в Киото, собралось 1500 (!) сумаибито.

В конце этой эпохи появляются первые профессиональные объединения сумотори - прообраз современных профессиональных домов-клубов (хэя). Они даже имели свой устав, но были крайне малочисленны - 8-10 человек, и во многом зависели от финансовой и материальной поддержки местных даймё.

"Золотой век" сумо.

Новый импульс для дальнейшего развития сумо получило в эпоху Эдо (1703-1868 гг.), когда после объединения страны усилиями сёгуна Токугава Иэясу, в Японии складывается новая политическая и социально-экономическая ситуация, благоприятная для развития торговли, ремесел, искусств.

Особенно бурно в этот период распространяется "народное" сумо. Поединки и массовые турниры по сумо регулярно проводили крестьянские общины, сообщества ремесленников и торговцев. Обеспокоенный угрозой размывания устоев "чистого", рыцарского сумо, сёгунат пытался в начале 18 в. специальным указом запретить "уличное" сумо.

Попытка эта была, естественно, неудачной, и через несколько лет указ был практически аннулирован. Новым указом поощрялось проведение в специально отведенных местах "благотворительных" турниров.

На "уличное" сумо были наложены ограничения, поскольку при определении победителей поединков, проводившихся на площадях и перекрестках городов без всякого судейства, возникали массовые потасовки и даже вооружённые столкновения горожан.

В трех крупнейших городах Японии - Осака, Киото и новой столице Японии - Эдо (Токио) в 18 в. уже действовали профессиональные Сообщества рикиси, наподобие объединений ремесленников.

Однако сумотори имели более высокий социальный статус, нежели ремесленники и торговцы. Поскольку большинство из них были выходцами из военной среды, они были приравнены к беспоместным самураям.

Сёгунат разрешительными мерами начал регламентировать деятельность сообществ рикиси. В "благотворительных" турнирах с конца 18 в. имели право участвовать только члены этих сообществ. От этих турниров уже напрямую ведется история современного сумо.

В этот же период появляются специальные площадки для проведения поединков сумо. Они были поначалу квадратными, позже внутри площадки мешками с землёй стали выгораживать круг, в котором и проходил поединок. Таким образом, родилось дохё, придавшее древней борьбе особую зрелищность и эмоциональную окрашенность.

Окончательно складываются правила борьбы, регламент и ритуал турниров, утверждается система судейства, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней. В это же время начала складываться и система рангов в сумо. появился и высший пожизненный титул ёкодзуна.

Эпоху Эдо справедливо называют "золотым веком" в становлении и развитии сумо. Турниры профессиональных рикиси (басё) с конца 18 в. проводятся регулярно два раза в год.

Став неотъемлемой частью жизни японского народа, сумо оказало серьезное влияние на культуру и искусство страны. Появляются литературные произведения, в которых в летописно-репортажном стиле описываются турниры по сумо, в традиционном японском театре Кабуки ставятся спектакли, где главными действующими лицами становятся популярные рикиси.

В ныне всемирно известной цветной японской гравюре укиёэ сложился даже самостоятельный жанр - сумоэ. Цветные гравюрные портреты борцов - любимцев публики или картинки-зарисовки жарких поединков сумо по цене были доступны даже малоимущим японцам, и расходились по всей стране громадными по тем временам тиражами. Этот жанр укиёэ жив и процветает в современном одзумо.

Сумо в новое и новейшее время

Тяжелые времена японскому сумо пришлось пережить после Реставрации Мэйдзи 1868 г., когда в стране был свергнут режим сёгуната, восстановлена самодержавная императорская власть, и на политическую арену поднялась молодая буржуазия.

Япония после почти трех веков затворничества, под угрозой орудий американской эскадры была открыта для внешнего мира и жадно начала впитывать все новое, западное.

Стремительная модернизация Японии оказала огромное влияние на нарождающееся общественное мнение. Сторонники исконно японских, самобытных явлений в культурной и общественной жизни страны громогласно объявлялись ретроградами и реакционерами. Яростным нападкам подвергалось и сумо.

Самые ретивые японские прогрессисты требовали в законодательном порядке запретить сумо как пережиток феодальной эпохи.

Сумо лишилось поддержки своих меценатов. Профессиональные клубы (хэя) и целая армия рикиси остались без средств к существованию. Популярнейшие борцы были вынуждены искать дополнительные источники доходов.

Так, в Эдо, переименованном в Токио, по решению Сообщества сумо было организовано самостоятельное пожарное подразделение, в котором героически трудились 56 рикиси целого профессионального дивизиона.

Кризис был преодолен благодаря всеобщей народной любви и усилиям самих сумотори. Сообщество было преобразовано в Токийскую Ассоциацию Сумо, которая под влиянием общей демократизации внесла несколько прогрессивных поправок в турнирный регламент.

В 1873 г. на турниры по сумо разрешили допускать женщин-зрительниц, которые сразу стали яростными болельщицами и сторонницами возрождения былой славы сумо.

Точку в борьбе за будущее древнейшей японской борьбы поставил император. По его высочайшему соизволению в 1885 г. в специальном зале Энрёкан в присутствии Его Величества был проведен показательный турнир по сумо. Император, таким образом, напомнил своим подданным о ритуале "лицезрения сумо" и ясно дал понять, что сумо находится в сфере его пристального внимания и заботы.

Вплоть до начала Второй мировой войны сумо в Японии развивалось без каких-либо катаклизмов, окончательно завоевав любовь и поддержку всей нации от императора до простолюдина.

История сумо в этот период отмечена такими важными событиями, как строительство в 1909 г. в Токио, в районе Рёгоку Дворца Сумо - Кокугикан, в котором отныне проводились все токийские басё, и объединение в 1927 г. региональных Сообществ Сумо в единую Ассоциацию Сумо Великой Японии, которая стала организацией коммерческой, т.е. сугубо профессиональной.

Самой популярной фигурой в одзумо этой эпохи был ёкодзуна Хитатияма, который за время выступлений в высшем дивизионе - макуути - добился выдающегося результата: его соотношение побед и поражений составило 150-15. Хитатияма был, ко всему прочему, человеком интеллигентным, высокообразованным.

Благодаря его усилиям, в одзумо был принят новый регламент поведения рикиси в обществе, согласно которому сумотори должны были являться в свет "одетыми строго и красиво" в соответствующее своему рангу кимоно и "вести себя учтиво и вежливо, как подобает рыцарю".

Хитатияма вел широкую просветительскую деятельность, всячески содействовал популяризации сумо, причем не только в Японии, но и за рубежом. В 1909 г. он побывал в США, где был принят президентом Т. Рузвельтом и провел несколько показательных выступлений.

Важным этапом в развитии сумо в 1928 г. стало начало прямых радиотрансляций с турниров по сумо. Некоторые изменения произошли в правилах проведения поединков: на дохё стали наносить две белых стартовых линии - сикирисэн, а сам дохё несколько расширен в диаметре с 13 (около 4 м) до 15 сяку (4,55 м).

Было увеличено количество судей: к рефери на дохё - гёдзи и четырём боковым судьям - симпан добавился главный судья - симпантё. Турниры, благодаря этим нововведениям, стали проходить более динамично и зрелищно.

Предвоенные годы были отмечены появлением ярчайшей звезды одзумо Великого Ёкодзуна - Футабаяма. Поднявшись на вершину сумо весной 1936 г., Футабаяма в течение трёх лет не знал поражений. Он победил в 69 поединках и с абсолютным результатом выиграл 5 басё подряд.

В марте 1939 г., на следующий день после первого за три года поражения Футабаяма от известного рикиси Акиноуми, все японские газеты разразились специальными выпусками и раскупались огромными тиражами. Это было событием общенационального масштаба, гораздо более значимым, чем отставка Кабинета министров.

В 1941 г. началась Тихоокеанская война, и жизнь одзумо, как и все в Японии, замерла на долгие пять лет.

В первые послевоенные годы сумо снова пришлось пройти через испытание. На пике новой волны демократизации рьяные сторонники модернизации страны вновь пытались предать анафеме историческое достояние японского народа. Но, как и веком ранее, всенародная любовь и внимание высших слоев японского общества помогли сумо выстоять.

Уже весной 1946 г. в Токио был проведен первый послевоенный турнир, а с 1947 г. в одзумо под влиянием общедемократических процессов был проведен ряд реорганизаций. Был в частности несколько изменён порядок проведения басё, увеличено с 3 до 6 их количество (теперь они проводятся не только в Токио, но и в Осака, Нагоя и Фукуока).

С середины 60-х годов Ассоциация Сумо Японии в целях пропаганды одзумо начала регулярно проводить показательные зарубежные выступления, причём первые гастроли японских рикиси состоялись в 1965 г. в Москве и в Хабаровске. Так что, россияне познакомились с сумо раньше многих других народов.

Поединки суматори (борцов сумо) проходят на дохе: специальном глинобитном помосте, покрытом мелким песком. В центре квадратного (7,27 x 7,27 м) помоста обозначен круг диаметром 4,55 м. Сумоист должен либо вытолкнуть соперника за пределы этого круга, либо заставить его коснуться поверхности круга любой частью тела – кроме ступней. Борцам запрещается наносить удары кулаками, ребрами ладоней и ногами, душить друг друга, дергать за волосы, – со стороны борьба сумоистов выглядит как настойчивое «толкание» друг друга. При этом поединки в сумо чрезвычайно скоротечны: обычно они длятся одну – две минуты, схватки продолжительностью более пяти минут – большая редкость.

За ходом поединка следят 4 боковых судьи, главный арбитр и рефери на помосте.

Для суматори немаловажен собственный вес. Современные сумоисты – люди крупной комплекции. А поскольку в технический арсенал этого вида борьбы не входят болевые приемы и агрессивные атакующие действия, основную массу тела сумоистов составляют не мускулы, а жировые отложения, что придает поединкам уникальную неповторимость: фактически перед зрителями выступают огромных размеров толстяки, большинство из которых не отличается атлетическим телосложением. Наряду с физической силой сумоист должен также обладать хорошей реакцией и чувством равновесия, удержать которое в ходе борьбы, – учитывая большой вес соперников, – весьма сложно.

В экипировку борцов сумо входят лишь специальные пояса – маваси, которые повязываются через пах на талии. Отсутствие какой-либо одежды на сумоистах не случайно, этим подчеркивается «чистый» характер этой благородной, по японским меркам, борьбы: соперники не имеют возможности спрятать оружие в складках, например, кимоно, в которых выступают дзюдоисты. Маваси соперника нередко используется сумоистом при проведении захватов и бросков, поскольку ухватиться за большинство частей тела отягченного большой жировой массой спортсмена просто невозможно. Умышленно срывать пояс с соперника запрещено, а потеря пояса по вине самого борца приводит к его дисквалификации (правда, случается это крайне редко).

Простым и незатейливым сумо кажется только непосвященному зрителю. Повалить великана – сумоиста на помост или вытолкать его за пределы круга нелегко. Этому мешает гигантский вес борцов. Кроме того, в сумо, как в любом другом виде борьбы, существует набор приемов, позволяющих спортсмену технически грамотно атаковать и защищаться. В современном японском сумо насчитывается 82 основных приема. К числу самых распространенных относятся такие приемы, как «йорикири» – проведение обоюдного захвата, при котором спортсмен, оказавшийся спиной к границе круга, вытесняется противником (в среднем, около 30% побед в современном сумо достигается именно этим приемом), и «какэдзори» – бросок соперника через бедро. Один из самых сложных и, одновременно, самых красивых и эффектных приемов – «иппондзой», захват обеими руками одной из рук соперника с последующим броском его через спину (за период с 1990 по 2001 этот сложнейший прием принес победу только одному сумоисту – Кайо, который при собственном весе 170 кг сумел перебросить 220-килограммового Мусасимару).

В отличие от международных турниров по сумо, где поединки проводятся по весовым категориям, в классическом японском сумо в схватках участвуют борцы вне зависимости от своего веса. Это придает ему исключительную зрелищность – и наглядно демонстрирует, что в сумо важен не только вес, но и техника спортсмена.

Поединок как ритуал.

Японское сумо, будучи национальным видом спорта с давней историей, крайне консервативно по своей сути. Поединок проводится по сложившимся столетия назад традициям. Немаловажное значение имеет его обрядовая сторона.

Перед началом схватки спортсмены обязаны исполнить традиционную церемонию отряхивания бренной пыли со своих рук: они складывают ладони перед собой, а потом разводят их в стороны, показывая тем самым намерение бороться «чисто». Затем борцы делают полуприседания, упираясь руками в полусогнутые колени и глядя в глаза друг другу (так называемая поза сонке). В настоящее время подобные движения не более, чем дань традиции, но в древние времена это был своеобразный психологический поединок борцов, пытавшихся суровым взглядом и грозной позой подавить соперника морально. Такое «психологическое противостояние» длится, как правило, несколько минут – в 3–4 раза дольше, чем сам поединок. Борцы по 2–3 раза присаживаются друг напротив друга, а затем распрямляются и расходятся в стороны, усиливая тем самым напряжение в зале. Эти церемониальные подготовительные действия сопровождаются бросанием соли: участники поединка горстями бросают ее перед собой на помост, что является символом изгнания бесовских духов со спортивной площадки. Лишь после такой – достаточно продолжительной – церемонии борцы присаживаются в последний раз, упираются кулаками в помост и по сигналу судьи бросаются друг на друга.

По окончании поединка победитель опять занимает позу сонке – в ожидании официального решения судей. После его оглашения борец отводит в сторону правую руку ладонью вниз и лишь затем покидает помост.

Профессиональное японское сумо.

Соревнования.

В современной Японии турниры по профессиональному сумо (или как его называют «одзумо» – букв. «большое сумо») во многом определяют общенациональный календарь, задавая циклический ритм жизни всей страны. Регулярность проведения турниров вселяет в японцев уверенность в незыблемости древних традиций и стабильности собственного существования. Турниры проводятся 6 раз в год (по нечетным месяцам, начиная с января). Постоянны и места их проведения: в январе, мае и сентябре – в Токио, в марте – в Осаке, в июле – в Нагое, в ноябре – в Фукуоке. Продолжительность одного турнира составляет 15 дней. Первым и последним днем турниров обязательно является воскресенье. Поединки проводятся в шести «рейтинговых» категориях с участием в общей сложности почти тысячи спортсменов. В высшую категорию – макуути – в настоящее время входят 40 суматори, которые проводят по одному поединку в день, борцы более низких «дивизионов» борются раз в 2 дня. Победителем турнира становится борец, добившийся наибольшего числа побед в поединках (максимально – 15). В случае, если два и более борцов одержали в ходе соревнований одинаковое число побед, между ними проводятся дополнительные поединки, определяющие сильнейшего. Поединки признанных лидеров сумо – «одзеки» (борцы 2-го ранга) и «екодзуна» (борцы 1-го или высшего ранга) начинаются, как правило, в 16.30 и заканчиваются к 18.00, когда выходит в эфир традиционный вечерний выпуск новостей телекомпании NHK, много лет владеющей эксклюзивным правом телевизионной трансляции турниров по сумо.

Недостатком этих соревнований давно уже считается то обстоятельство, что в них не могут бороться друг с другом представители одних и тех же школ сумо (или «комнат» – яп. хэя). По традиции, представители той или иной «комнаты» (сейчас их насчитывается более 50) должны выступать только против борцов других школ, но не своих товарищей. Исключение составляют лишь дополнительные поединки в финале турнира.

Помимо шести официальных турниров, профессиональные сумоисты в течение года принимают участие в показательных выступлениях в разных городах Японии и за рубежом.

Екодзуна.

Титул «екодзуна» (букв. великий чемпион) присваивается за великолепные спортивные результаты, которых борец добивается в течение длительного периода времени (не менее 3–5 лет), а также за выдающиеся заслуги в области сумо. Звание присваивает специальная комиссия, которая долго и придирчиво изучает каждую кандидатуру. В отличие от одзеки, екодзуна – звание пожизненное. Присваивается оно нечасто: за последние 300 лет его были удостоены лишь около 70 сумоистов.

По правилам, в одном спортивном сезоне могут участвовать не более пяти екодзун. При этом бывают сезоны, когда в числе участников турниров не оказывается ни одного екодзуны.

Если действующий екодзуна начинает «сдавать позиции», он должен уйти из сумо.

Сумо – спорт толстяков.

Считается, что «экстерьер» сумоистов отвечает представлениям японцев о мужском идеале. Подобно древнерусским богатырям, японские борцы сумо олицетворяют собой величие могучей плоти и доброго духа, облеченного в эту плоть.

Надо заметить, что по-настоящему гигантским вес сумоистов стал только в последние десятилетия. Более того: вплоть до 1910 года японцы, весившие более 52 кг, к сумо не допускались. В 1926 выступать на турнирах разрешили тем, чей вес не превышал 64 кг, а в 1957 был официально введен минимально допустимый вес сумоиста – 66,5 кг, от максимального предела Ассоциация японского сумо (образов. в 1927) отказалась.

В настоящее время в школы сумо принимаются подростки ростом не ниже 173 см и весом не менее 75 кг. Средний вес современного борца-профессионала колеблется в пределах 120–140 кг, хотя новейшая история сумо знает как неповторимых гигантов (например, гаваец Конисики в разные годы своей спортивной карьеры весил от 270 до 310 кг), так и бойких «малышей» (один из немногих сумоистов с высшим образованием Майноуми весил менее 95 кг).

Основу питания сумоистов составляют, как правило, жирные наборные горячие супы с мясом и овощами, которые борцы едят два раза в день до 3 кг за один присест, запивая пивом.

Как показывает практика, после окончания спортивной карьеры большинство сумоистов худеет: их вес опускается до 85–90 кг.

Историческая справка.

Изначально сумо представляло собой рукопашные поединки воинов-борцов, идентичные тем, что существовали в татаро-монгольских войсках. Его исторические корни до сих пор точно не определены, однако большинство исследователей склоняется к тому, что хронология сумо насчитывает не менее 2000 лет, а в Японию оно попало из Монголии в VI–VII веках. (Существует и «японская» версия происхождения сумо, согласно которой синтоистский бог Такамикадзути одержал победу в рукопашном поединке с варварским божеством, после чего небеса разрешили японцам поселиться на Хонсю – главном острове Японского архипелага.) Первое упоминание о сумо в японских исторических документах относится к 642 году.

Начиная с XII века наблюдается разделение сумо на боевое и спортивное. В XIII–XIV вв. оно приобрело статус народной японской борьбы, соревнования проводились по сельскохозяйственному календарю – в связи с окончанием осенних полевых работ, а позже и по другим «хозяйственным поводам». Кроме того, турниры по сумо стали приурочивать к отдельным религиозным (синтоистским) праздникам.

Расцвет сумо приходится на XVII век, когда десятки тысяч японцев стали его заядлыми болельщиками, а сумоисты превратились в любимцев публики. Соревнования проводились по случаю государственных и местных праздников. Именно в XVII веке полностью сформировались основные принципы сумо как спортивной борьбы, были четко регламентированы правила проведения турниров, которые соблюдаются и по сей день.

Долгое время японское сумо оставалось спортом исключительно «для своих». Вплоть до конца 60-х гг. XX века неяпонцы туда не допускались: редкое исключение составляли натурализованные иностранцы – китайцы и корейцы. С конца 60-х гг. в японском сумо стали выступать и «обычные» иностранцы. Начиная со второй половины 80-х некоторые из них, – прежде всего выходцы с Гавайских островов, – стали добиваться заметных успехов на дохе.

В конце XX века заметное развитие в разных странах получило любительское сумо. В 1992 создана Международная федерация сумо (ИСФ): первоначально в нее входили 25 стран, в 2002 их было уже 82. В том же 1992 году дебютировал и чемпионат мира по сумо. Три года спустя было впервые разыграно европейское первенство. Поначалу в подобных соревнованиях участвовали представители других видов единоборств, параллельно освоившие технику борьбы сумо, но уже к концу 90–х годов сложилась элита мастеров «чистого» сумо.

Турниры любителей проходят в четырех весовых категориях: легкая (до 85 кг), средняя (85–115 кг), тяжелая (свыше 115 кг) и абсолютная (в поединках участвуют спортсмены независимо от их веса). У женщин-сумоисток те же категории: легкая (до 65 кг), средняя (65–80 кг), тяжелая (свыше 80 кг) и абсолютная. Соревнования любителей проводятся как в индивидуальном, так и в командном зачете.

В настоящее время сильнейшими сумоистами в мире, – кроме самих японцев, – считаются борцы из Бразилии, Монголии, России, Польши, Германии и США.

Сумо включено в программу Мировых игр (World Games – соревнования по спортивным дисциплинам, которые не входят в официальную программу Олимпийских игр, проводятся с 1980). Рассматривается вопрос о присвоении ему статуса олимпийского вида спорта. По правилам МОК, вид спорта объявляется олимпийским только в том случае, если в различных странах мира культивируются мужская и женская разновидности данной спортивной дисциплины. Сейчас женское сумо активно развивается в США, Германии, России и многих других странах – кроме Японии. Там сумо по-прежнему считается чисто мужским видом спорта. Отдельные сумоистки в стране есть, но пока они не могут рассчитывать на всеобщее признание и проведение собственных турниров. А потому скорое признание сумо олимпийским видом спорта весьма проблематично.

Сумо в России.

Первоначально при Федерации дзюдо России функционировала секция сумо. В 1998 году была учреждена Федерация сумо России, которая в настоящее время проводит чемпионаты Москвы и Санкт-Петебурга, ряд других региональных соревнований, а также разыгрывает общенациональное первенство.

Наши сумоисты успешно выступают на международных соревнованиях по любительскому сумо. Команде России не было равных на чемпионатах Европы 2000-го и 2001-го гг., а также на первенстве мира–2000. Самые титулованные на сегодня российские сумоисты – Аяс Монгуш и Олеся Коваленко.

В знак признания заслуг наших сумоистов Россия получила право провести у себя чемпионат Европы 2002 года и чемпионат мира 2003.

В 2000 году 16-летний бурятский школьник Анатолий Михаханов первым из россиян дебютировал в профессиональном сумо – под именем Асахи Мицури. В 2002 году компанию ему составили еще два выходца из России – братья Сослан и Батраз Борадзовы.

Александра Власова

Одним из популярных национальных видов спорта в Японии является борьба сумо. Япония это единственная страна, где соревнования по сумо проходят на профессиональном уровне. В других странах, например Кореи, сумо тоже является популярным видом спортом, но только на любительском уровне.

Сумо зародилось в древности, в эпоху Яёй, которая приходится на период 300 г. до нашей эры — 250 г. нашей эры. В тот период сумо представляло собой синтоистскую ритуальную церемонию (синто — традиционая религия японского народа), которая постепенно переросла в боевой поединок. Затем для утехи знати тех времен, вокруг места где происходил поединок стали вкапывать заостренные бамбуковые сваи. И тогда, проигравший борец, выпадая из круга пронзался этими сваями, что приводило в неописуемый восторг зрителей.

В период формирования класса самурайства борьба сумо становится его привилегией. В боевой подготовке самурая сумо играло значительную роль, так как способствовало навыку твердо стоять на ногах.

Сумо включает в себя определенный ритуал подготовки и проведения поединка. Прежде чем начать поединок, его участники молились о победе, посыпали арену солью, чтобы прогнать злых духов под землю, а затем хлопали в ладоши, чтобы привлечь внимание того божества, в честь которого устраивали соревнования, этот ритуал проводится и в наши дни.

В 16 веке стали проходить профессиональные турниры сумоистов. Правила ведения борьбы менялись со временем и окончательно были выработаны в 17 веке и с тех пор уже не менялись.

Площадкой для проведения сумо служит возвышенность в 40-60 см, на которой расположен круг под названием дохё , утрамбованный глиной и посыпанный песком. В центре дохё две белые линии (сикири-сэн ) — это стартовые позиции сумоистов. Вокруг арены насыпан мелко просеянный песок под названием «глаз змеи». С помощью песка можно определить было ли касание борцом за пределами арены. Диаметр борцовского круга составляет 4,55 метра.

Борцы сумо одеты в маваси — это специальный пояс, сделанный из плотной ткани, как правило темных цветов. Эта широкая лента обматывается вокруг голого тела и между ног несколько раз и завязывается узлом на спине. На маваси имеется бахрома — сагари , которая является лишь украшением и не несет никакой смысловой нагрузки. Если маваси во время поединка разматывается, то это автоматически ведет к дисквалификации борца.

Волосы сумоистов смазываются жиром и укладываются в большой пучок на макушке. За поединком наблюдает судья (гёдзи) соревнований. Он одет в древние ритуальные одежды и во время борьбы отдает команды с помощью веера.

Правила ведения борьбы включает в себя ряд запретов, это: нельзя хватать соперника за волосы, пальцы, уши, нельзя проводить удушающие приемы, нельзя хватать за маваси в области гениталий, бить можно только открытой ладонью, но нельзя бить в области глаз и по гениталиям. Все остальные приемы разрешены.

В следующих случаях засчитывается поражение борцу сумо:

  • борец коснулся земли любой частью тела, кроме ступней ног
  • борец был вытеснен из круга
  • борец провел запрещенный для борьбы прием
  • маваси пришел в ненадлежащий вид
  • борец объявляется сини-тай (трупом). Это происходит крайне редко тогда, когда борец находится в невозможном для борьбы положении

Поединок длится недолго и может быть от нескольких секунд до несколько минут. Решающую, но не главную, роль в победе играет масса борца, потому что чем больше вес, тем легче вытолкнуть противника за круг. Поэтому непосредственно перед соревнованиями, борцы в большом количестве употребляют воду — до 10 литров в сутки и едят в огромных количествах жирную пищу, наращивая свою массу. Сумоисты весят от 125 кг до 235 кг. Но техника ведения поединка играет всё-таки основную роль и поэтому можно наблюдать, как в поединке выигрывает заметно меньший борец.

Борьбе сумо присуща строгая иерархия, зависит она от мастерства борца. Иерархия установилась ещё в эпоху Эдо и существует на сегодняшний день. Каждый борец получает от инструктора псевдоним. Борцы после каждого поединка либо продвигаются, либо понижаются в круге в зависимости от количества выступлений и их побед. Учитывая, что статус борца зависит от количества побед, то сумоисты стараются принимать участие во всех соревнованиях независимо от того, что не оправились ещё от травм после предыдущих соревнований. А сумо является достаточно травмоопасным видом спорта. Часто на соревнованиях можно увидеть борца с перебинтованными руками, коленями.

В сумо существует шесть разрядов: макуути, дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути.

Карьера сумоиста начинается с самого низшего ранга — дзёнокути и и чтобы достичь высшего круга — макуути, надо приложить много силы и выработать мастерство ведения боя. Это требует много времени и физической нагрузки от борца.

На вершине квалификации находится гранд-чемпион — ёкодзуна (великий чемпион). Если борец добирается до титула ёкодзуна, то в отличие от других (низших) званий он больше не подлежит понижению в ранге даже если проиграет поединок. Но обычно ёкодзуна покидает спорт и не принимает участие в соревнованиях, если видит, что его время ушло и он не соответствует стандарту чемпиона.

Победитель каждого соревнования получает Кубок императора и большую денежную премию. Профессиональные сумоисты получают от Ассоциации Сумо Японии ежемесячную плату в размере 10 000 долларов, дополнительно они получают за каждое выигранное сражение, плюс существует система соответствующих бонусов.

Борьба сумо требует больших сил и здоровья и огромный вес также неблагоприятно сказывается на общем состоянии борца, поэтому в 35 лет борцы сумо выходят на пенсию и живут достаточно зажиточно за счет средств, накопленных за свою профессиональную деятельность, кроме этого в зависимости от квалификационного уровня они получают приличную пенсию — 5-6 тысяч долларов.

В Японии ежегодно проходят шесть турниров по сумо. Три в в Токио — январь, май и сентябрь и по одному в Осаке — в марте, в Нагое — в июле и в Фукуоке — в ноябре. Каждый турнир длится по 15 дней, в течение которого каждый борец принимает участие в одном матче в день (за исключением низших матчей, если они уже были выиграны). В период проведения турниров, ежедневно обновляется рейтинг иерархии по результатам соревнований. Борцы, у которых больше побед, чем поражений двигаются вверх по иерархии, кто имеет в своем арсенале больше поражений — понижается в ранге.

Лучший способ увидеть сумо — это принять участие в турнире, билеты продаются на все 15-дневные туры в специализированных организациях, в мини-маркетах, на стадионах (самые дешевые билеты приобретаются в день выступления, на стадионе, для этих билетов отведены специальные места).

Существует три вида мест, доступных для любителей сумо. Это места у ринга, которые расположены у самой арены (круга), в котором проходят соревнования. Это самые дорогие места и билеты туда достать сложно. Зрители сидят на подушках, на полу и подвержены риску получения травм в случаях, когда борец вылетает за пределы круга.

Вох места — это места на первом этаже стадиона, в виде ложа, разделенного между собой, в которой расположено 4 места — подушки на полу. Эти места продаются сразу по 4 билета, независимо от того будет там находиться четыре человека или два. В обуви на этих местах находиться запрещено.

И третий вид посадочных мест — это балконы, в западном стиле. Стоимость билета зависит от дальности нахождения от арены. Дети до 3-х лет вместе с родителями посещают соревнования бесплатно, но на дальних местах, без предоставления отдельного сиденья.

Билеты на соревнования, как правило, приобретаются заранее, иначе есть шанс не попасть на любимое зрелище.

Я с большим уважением и вниманием отношусь к культуре Японии. Она интересна, хотя и не всегда понятна европейцу, а иногда кажется просто парадоксальной. Одной из составных частей культуры этого островного государства является сумо. Откровенно говоря, люблю этот вид философии. Именно философии, а не просто спорта и (или) единоборства, как это принято считать. Благо, сейчас при помощи канала Eurosport есть возможность следить за всеми перипетиями басё, а также за мастерством тех рикиси, которые мне по душе.

Поразительно, но если я в разговоре упоминаю, что являюсь давним и преданным любителем сумо, то в 80 % случаев реакция у наших людей одинаковая: «не понимаю, что может быть интересного в толкании животами заплывших жиром толстяков» или «цирк уродов». В лучшем случае, «сумо - это не эстетично».

Считаю, что вызвано это только с одним: мало кто понимает, что происходит на дохё, практически никто не знает правил и церемоний, а главное, очень трудно принять мысль о том, что сумотори - не нелепые, обросшие жиром и неповоротливые обжоры, а координированные, гибкие, хорошо подготовленные и очень сильные бойцы. Я не тешу себя иллюзиями относительно того, что моя статья может что-либо изменить в общественном сознании, но, во всяком случае, попытаюсь (мечты-мечты!) приоткрыть кому-то истину. Итак, давайте начнем с основ - с истории.

Сумо - это, прежде всего, религиозный ритуал. В Японии развилась собственная, достаточно интересная философия, впоследствии превратившаяся в религию, которая получила название синто. Не буду сейчас подробно останавливаться на этом веровании, ибо кто желает, тот найдет о нем немало литературы. Скажу лишь, что порядок проведения нынешних соревнований, система судейства, даже подготовка площадки для единоборств являются не чем иным, как несколько модифицированными и осовремененными религиозными ритуалами. По сути своей, даже поединок двух бойцов является аллегорией состязания духов, человека и бога, хтонических сил природы.

Впервые о сумо упомянуто в письменных источниках VIII века. Примерно с IX века единоборство (под именем «сумаи») является непременным атрибутом церемоний «Хризантемового трона» (японской императорской династии). В то же время разрабатывается и свод правил, которые действуют до сих пор. Однако популярность борьбы и философии распространилась за пределы дворцовых помещений. Стихийно начало развиваться «народное сумо», которое поначалу жестоко пресекалось, и только после реставрации династии Мэйдзи все слои населения смогли узнать о правилах и ритуалах «истинного» сумо. Это боевое искусство и философия глубоко традиционны для японцев, а насколько эта нация уважает свои традиции, вам, наверно, известно.

Борцы

Люди, занимающиеся сумо, называются рикиси, или сумотори. Профессиональное сумо существует только в Японии, и чтобы заниматься им, надо поступить в так называемое хэя (школу сумо). Никаких особых требований, кроме возрастных (не меньше 18 и не больше 25 лет), к потенциальному бойцу не предъявляется, однако поступить в хэя трудно, так как руководители школ, называемые ояката (обычно вышедшие на пенсию бывшие борцы), стараются выявить у новичка талант, физический потенциал и стремление к победе. Если отсутствует одно из этих качеств, о поступлении в школу мечтать не приходится.

Хэя представляет собой закрытую систему, где борцы совместно живут, тренируются, работают и учатся, порядки напоминают монастырские. Кроме рикиси, в хея также обычно проживают сисё (владельцы школы), ёбидаси (ассистенты-помощники), токояма (парикмахеры), а также ояками-сан - супруги ояката, которые выполняют административные функции.

Чтобы получить привилегии и послабления в работе и тренировках, а также проживать вне пределов хэя, надо достичь определённых успехов, а именно, стать хэягасира (старшим по званию борцом) или еще лучше - сэкитори.

Кто такие сэкитори? В профессиональном сумо сейчас шесть дивизионов. Низший, 6-й, называется дзенокути, пятый - дзёнидан, четвертый - сандаммэ, третий - макусита. Все сумотори, обучающиеся в этих низших дивизионах, носят названия деси. А вот борцы двух главных дивизионов, дзюрё и макуути, и называются сэкитори. Наибольший интерес у нас вызывает макуути, поскольку лучшие мастера проводят свои поединки именно в этом дивизионе.

Заканчивая рассказ о хэя, отмечу, что число школ ограничено количеством 105. Больше быть не может, а вот меньше - сколько угодно. В данный момент насчитывается 52 хэя, наиболее известными в последнее время являются Миягино, Азумазэки и Исэгахама.

Площадка для проведения поединка, требования и ритуалы

Поединки проводятся на специальном помосте, сделанном из утрамбованной глины и носящем название дохё. Высота дохё в переводе на нашу метрическую систему составляет 65 сантиметров, и на его возведение уходит до 12 тонн глины, специально привезенной из места, которое известно лишь посвященным. Глину доставляют за трое суток до проведения басё и слой за слоем трамбуют до нужной кондиции. Сам дохё обычно прямоугольной формы, но соревновательная площадка представляет собой круг диаметром 4,55 метра, очерченный с помощью так называемого тавара, то есть каната, сделанного из переплетенной рисовой соломы. Перед тем, как проложить тавара, судьи гёдзи, проводят синтоисткий ритуал. В дохё закапывают шесть предметов: каштан (символизирующий победу), рис (достаток и богатство), сушеного кальмара (счастье), морские водоросли (продолжение рода и жизни), куст китайского мискантуса (терпение и выносливость) и соль (очищение от злых духов). Вокруг ритуального «посева» этих предметов набрасывается тавара, получившийся круг засыпают тонким слоем морского песка, означающего чистоту помыслов борцов и судей, а сверху круг поливают ритуальным сакэ. По правилам, на дохё категорически запрещено ступать женщине.

Внутри круга проводятся две параллельные линии, означающие стартовые позиции борцов перед поединком. Над дохё возводится специальный навес, называемый яката, похожий на крышу синтоисткого храма. Туда вешаются специальные флаги и четыре разноцветные кисти по краям. Флаги символизируют постоянное движение небес, а кисти - четыре стороны света и четыре времени года. Кисти имеют определенный цвет: белая означает осень, черная - зиму, зеленая - весну, красная - лето.

Турниры

Турниры борцов называются басё. За год обычно проводится шесть басё: январское (место проведения - Токио), мартовское (Осака), майское (Токио), июльское (Нагоя), сентябрьское (Токио), ноябрьское (Фукуока).

Первым днем турнира является первое или второе воскресенье месяца. Продолжительность его - 15 дней. Поединки организуются так, чтобы борцы более высокого ранга боролись с более сильными противниками, борцы рангом пониже - с противниками послабее. Главное, чтобы на дохё не могли встретиться ученики одного хэя.

По итогам турнира у борца может быть только два результата: катикоси (преобладание побед) или макэкоси (преобладание поражений). Если высшие показатели оказываются у двух или нескольких борцов одновременно, объявляются дополнительные поединки, в том числе и для «великих чемпионов», и для представителей одного хэя. Проводятся они по завершении всех встреч последнего дня турнира. От количества побед зависит, какое место в иерархии макуути будет занимать рикиси перед началом следующего басё, а также определяется победитель турнира, который получает специальный приз - Кубок императора.

Иерархия

Все борцы макуути делятся на две категории: рикиси запада и рикиси востока. Нижним рядовым бойцом считается маэгасира (их считают по ранжиру - с шестнадцатого по первый). Например, наш Алан сейчас пятый маэгасира востока. Следующая ступень - кумусуби (подающий надежды), затем идет звание сэкивакэ (молодой чемпион), после него второй по значимости титул - озэки (чемпион), и, наконец, «великий чемпион» йокодзуна.

Борцы получают тот или иной титул по решению японской ассоциации сумо. Передвижение по ступенькам маэгасира, скажем, с пятой на третью, зависит от выступления на одном турнире, так же, как и получение титула кумусуби. Для звания сэкивакэ рассматривается преобладание побед уже на двух турнирах. Получение ранга озэки еще труднее. Надо успешно выступить на трех турнирах подряд, притом, что количество поражений должно быть минимально. Потерять это звание легче, чем приобрести: достаточно, чтобы на двух турнирах подряд количество поражений превышало число побед, тогда ассоциация сумо примет решение о лишении звания.

Высшим званием в иерархии сумо является йокодзуна. Четких правил присвоения звания нет. Что абсолютно необходимо иметь, так это звание озэки, наибольшее число побед и завоеванных Кубков императора на протяжении трех турниров подряд. Общему стабильному росту мастерства борца способствует и так называемый принцип хинкаку, то есть соотношение достоинства, изящества, искусства и поведения претендента. Соответствовать всем этим требованиям очень сложно, поэтому количество йокодзуна никогда не было большим. Нынешний «великий чемпион» Хакухо Сё (монгол Давааджаргал Мунхбат) - всего лишь 69-й по счету начиная с XVII столетия, а многие заслуженные бойцы, например, озэки Кайо Хироюки, несмотря на огромную популярность, более 100 проведенных басё и пять выигранных императорских кубков, пока так и не стал йокодзуна.

Осталось добавить, что совокупно борцов четырех высших рангов йокодзуна, озэки, сэкивакэ и комусуби называют термином санъяку.

Индивидуализация борца

Начнем с самого главного - с имени. При поступлении в хэя человек меняет свою фамилию на так называемый сикона (псевдоним). Сикона также содержит имя и фамилию, причем фамилия пишется первой и является именно той частью индивидуализации, по которой распознают борца. Например, 68-й йокодзуна, монгол Долгорсурэнгийн Дагвадорж взял себе сикона Асасёрю Акинори и вошел в историю именно как Асасёрю.

Следует упомянуть о прическах. Рикиси делают специальную сложную прическу, при которой волосы должны быть уложены особым образом в виде листа растения гингко билоба.

Это кропотлива работа, занимающая много времени, поэтому-то в хэя и живут токояма (парикмахеры). Кроме прически, каждый сумотори имеет специальный шелковый пояс маваси. Он очень длинный (до 10 метров) и оборачивается вокруг талии и бедер несколько раз, завязываясь особым узлом за спиной. На маваси обычно крепят так называемые сагари, то есть амулеты и обереги. Цвет маваси зависит от хэя бойца. Кроме поясов для поединка, каждый сэкитори имеет индивидуальный пояс, используемый для ритуалов и напоминающий фартук. Он называется кэсе-маваси.

Это очень красивые изделия, часто вышитые золотом и даже украшенные драгоценными камнями. Рисунок, цвета и стоимость зависят исключительно от фантазии бойца и размеров кошелька его спонсоров. Единственное требование, чтобы рисунки отражали содержание истории или преданий Страны Восходящего Ростка (одно из самоназваний Японии).

Отдельного упоминания достоин наряд йокодзуна. Поверх кэсе-маваси «великий чемпион» носит специальный, сплетенный из рисовой соломы канат, называемый сэминава, или дзуна. Канат может быть 20 кг весом и символизирует тяжелую ношу чемпиона.

Ритуалы перед проведением поединков

Ритуал, который открывает любое басё, называется дохё-ири (вступление на помост). Борцы в кэсё-маваси появляются в строгом соответствии со своим рейтингом. Сначала выходят сумотори востока, а затем - запада.

Они выстраиваются вдоль дохё и громко хлопают в ладоши для того, чтобы отогнать злых духов.

Потом настает время йокодзуна. Он идет в сопровождении двух оруженосцев, выносящих церемониальный меч. «Великий чемпион» входит в центр круга, громко хлопает в ладоши для привлечения божеств и духов предков, потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя, что у него нет ни оружия, ни темных тайных мыслей. После этого йокодзуна высоко поднимает одну ногу и опускает ее на помост, начиная ритуальный танец. Процедура танца йокодзуна достаточно сложна, существует даже два отдельных стиля, но я намеренно опускаю эти подробности как не столь значимые в рамках нашего повествования.

Итак, процедура изгнания злых духов за пределы дохё закончена. Теперь на помост могут подняться гёдзи. Они облачены в роскошные, дорогие шелковые одежды. Можно начинать поединки. Каждый рикиси перед схваткой бросает на помост соль - для очищения себя и своих мыслей перед боем, а также в качестве «подношения» небесам, чтобы они даровали победу.

Церемония окончания каждого дня басё тоже очень красочна. Один из сумотори выходит на помост и исполняет так называемый «танец с луком». Такова древняя традиция сумо.

Правила поединка

С одной стороны, они выглядят несложными, с другой, как всегда у японцев - не все так просто, как кажется.

Проигрывает тот, кто:

а) коснется дохё любой частью тела (даже кончиком волос), кроме стоп;
б) коснувшийся дохё за пределами круга даже стопами;
в) потерявший свое маваси за время поединка.

Казалось бы, что трудного? Тот, кто тяжелее и внушительнее, выходит на помост и с легкостью одерживает победу. Но я не зря упомянул вначале о том, что рикиси - люди очень сильные, гибкие и, главное, техничные. Простое силовое давление часто не дает результата, так как соперник легко перестраивается и использует твои же преимущества в весе и габаритах против тебя. Существует, по крайней мере, 50 различных комбинаций атак и связок для достижения победы, и, поверьте, санъяку не только знают их наизусть, но и понимают, как в считанные мгновения оценить возможность противодействия. Причем, есть такие интересные комбинации, как идзори - опрокидывание соперника броском назад. Сумотори подсаживается под соперника, захватывает обеими руками его колено и совершает бросок. Или, скажем, какэдзори - бросок соперника назад после подныривания под его атакующую руку с использованием зацепа разноименной ноги противника с внешней стороны. Естественно, такие приемы используются не очень часто, хотя все поклонники сумо до сих пор вспоминают, как на ноябрьском басё 2000 года Кайо победил йокодзуна Мусасимару великолепным броском через спину c захватом руки. В сумо такой прием называется иппондзой и проходит очень редко. Особую пикантность этой победе придает то, что габариты Кайо (рост 185 см, вес 170 кг) намного скромнее, чем у Мусасимару (рост 192 см, вес 235 кг). Так что, глубоко заблуждается тот, кто считает, что победа в сумо достается самым тяжелым и массивным.

Личности

Каждый может найти себе борца, за которым стоит пристально следить и «болеть». Сейчас мир сумо очень разнообразен. Несмотря на достаточно молодой возраст, популярен уже упомянутый мной Кайо Йокодзуна Хакухо. В 26 лет он уже 18 раз выиграл Кубок императора. Два европейца носят высокое звание озэки. Это добродушный эстонец Кайдо Хёвельсон, именуемый Балт, и самый высокий (203 см) и целеустремленный болгарин Калоян Стефанов Махлянов, выступающий под сикона Котоосю.

Есть трое грузин - Гагамару, Тотиносин и Коккай, много монголов, восходящая звезда, бразилец Кайсэй. Ну и, безусловно, надо «болеть» за нашего Алана Габараева. Ему трудно, но его поединки всегда красивы и интересны.

Как болельщик, я отдавал предпочтение первым йокудзуна - не японцу Акебоно и жизнерадостному любителю футбола и радостей жизни Асасёрю. Но мой главный фаворит - мастер, который был великим не только на дохё, но и за его пределами. Он известен в истории как Таканохана. Великий сумотори!

Надеюсь, прочитав это, вы теперь другими глазами взглянете на сумо и понаблюдаете хотя бы за одним днем соревнований. Может быть, вам даже понравится.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png