«79 глаг прош врем»

Русский язык

Четверть III

Урок 79 Дата: 31.01.2017

Тема урока

Р\о Глаголы в форме прошедшего времени.

Цель урока

Научить ставить глагол во все временные формы: определять вид и спряжение глаголов, продолжить работу над написанием безударных окончаний глагола.

Результаты обучения для учащихся

Учатся ставить глагол во все временные формы: определяют вид и спряжение глаголов, продолжают работу над орфограммами;

Основные идеи, отработанные по теме урока

Однокоренные слова, корень, окончание, основа, приставка, суффикс. Орфограммы: парные согласные, безударная гласная, непроизносимая согласная. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз. Падежи имен существительных.

Источники, оснащение оборудование:

Интерактивная доска, учебник «Русский язык» 4 класс, стикеры.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Психологический настрой

I. Психологический настрой.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем.

Актуализация знаний

I Чистописание

Рабочий, решать, русский, ребята, ракета.(слайд2)

Что общего у всех этих слов?

Повторим написание буквы Рр.(слайд3)

Дайте характеристику звука Р. (возвращение к слайду2)

Разделите данные слова на группы, объясните принцип классификации.

(по частям речи).

Заполните таблицу: (на доске фломастером – слайд4)

Имя прилаг.

Объясните, почему слово рабочий может выступать в роли существительного, прилагательного? (Лексическое значение слова, употребление в речи.)

II Словарная работа. Картинный диктант.

Обед, облако, овощи, огород, одежда, однажды, одиннадцать.

III Орфографическая работа.

а) записать глаголы в 2л ед.ч.

Чирика_, раду_, довер_, крут_, обид_, обижа_, завис_.

Ученики прописывают в тетради.

Запись букв с проговариванием орфограмм.

Коммуникативные - извлечение информации, данной в неявном виде.

Предметные: видеть в словах орфограмму

Самоопределение к деятельности.

Что уже знаете о глаголах?

Что такое глагол?

Синтаксическая роль глагола?

Как изменяются глаголы?

В прошедшем времени?

В настоящем, будущем времени?

Как определить лицо глагола?

Что мы знаем о неопределенной форме?

Что обозначают глаголы несовершенного вида?

Что обозначают глаголы совершенного вида?

Как образуются видовые пары?

Как можно определить спряжение глагола?

Какие способы действия знаете для определения гласной в безударном личном окончании глагола?

1. По ударному окончанию.

2. По неопределенной форме глагола.

Повторение о глаголе.

Верно ли утверждение?

Глагол обозначает предмет.

Глагол отвечает на вопрос какой?

В предложении является сказуемым.

Глагол имеет 3 временные формы.

Начальная форма глагола – неопределённая форма.

Неопределённая форма отвечает на вопрос что делает?

Не с глаголом пишется слитно.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.(таблица)

Глаголы имеют 3 спряжения.

Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?(таблица)

Письменный опрос.

2л.едч 1спр.

1л ед.ч. 1 спр.

2л. Мн.ч. 2спр.

1л.мн.ч 2 спр.

3л. Ед.ч. 2спр.

3л. Ед.ч. 1 спр.

2л ед.ч. 1 спр.

1л.ед.ч. 2 спр.

1л мн.ч. 1 спр.

3л.мн.ч. 2 спр.

3л. Мн.ч. 1 спр.

3л. Ед.ч. 1спр.

3. Записать глаголы во 2 лице ед.ч. – 3 лице мн.ч. Определить спряжение.

Болею, краснею, стелю, грею, дышу, погоняю, успею, кормлю, ловлю.

4. Измените глагол решать по лицам и числам в трёх временных формах (по рядам: 1 ряд – прошедшее время, 2 ряд – настоящее вр., 3 ряд – будущее вр.)

прошедшее

настоящее

Решал решали

Решаю решаем

Решаешь решаете

Решает решают

Решу решим

Решишь решите

Решит решат

Фронтальная работа с доской, объяснение.

Целеполагание

Проговаривают, выдвигают гипотезы.

Воспроизводят правила.

Проговаривают алгоритм.

Осмысление

Внимательно посмотрите на столбики.

Что интересного заметили? (Глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам).

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Глаголы изменяются по временам: наст. И буд. Времена изменяются по лицам и числам, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

5. Изучение новой темы.

Сегодня мы подробнее познакомимся с глаголами прошедшего времени.

Задание: Заполните таблицу, вставляя где необходимо вопросы, род, окончания и слова для справок. (у детей напечатанные таблицы на партах)

Взаимопроверка. (слайд 9)

Обратите внимание, от чего зависит окончание глагола прошедшего времени? (от окончания вопроса)

В предложении все слова взаимосвязаны. От какой части речи мы задаем вопрос к глаголу? (от существительного).

Сделайте вывод.

Проверим на практике. (слайд10)

Обобщите знания: глаголы прошедшего времени в единственном числе…

(слайд11)-вывод

Физминутка. (слайд12)

Сейчас немного отдохнем.(все встали)

Послушайте условие:

Если услышите глагол в настоящем времени.

Присядьте..

Если я назову глагол в прошедшем.

Поднимаете вверх обе руки.

Услышав глагол в будущем времени.

Топаете ногами.

Блестит, блестело, будет блестеть;

Спали, спят, будут спать;

Прочитали, читают, прочтут;

Летят, прилетел, будет лететь;

Убежали, убегут, бегут;

Отдохнули, садитесь.

Прочитайте начало стихотворения. Найдите в тексте глаголы. Выпишите глаголы во множественном числе, выделите окончания. (слайд13)

Что вы можете сказать об окончаниях? Почему у глаголов прошедшего времени во множественном числе окончание –и? (слайд14)

Задайте вопрос от существительного к глаголу.

Сделайте вывод.(слайд15)

5. Тренировочные упражнения

Лошадь, олень, стадо, река, человек (бежал). Иней, одеяло, собака книга, портфель (лежал). Зеркало, картина, полотенце, расписание, сосулька (висел).

Б) Замените глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени.

Стоит ясная погода. Автобус отходит от станции. Дорога сворачивает направо, Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблескивает паутина. Время подходит к полудню.

В) Напишите по образцу. Выделить окончания. Определить число и род.

Облака плыли. – Облако плыло.

Капли падали. Следы пропали. Улицы промелькнули. Стекла блестели. Платья висели. Гости пришли.

Вспоминают правила

Самопроверка

Самостоятельная работа СО

Подведение итогов.

Рефлексия

Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел? Получил необходимые знания?

Рефлексия по образцу: Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..

Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

Регулятивные - осознание практической значимости приобретенных знаний.

Обратная связь с учащимися.

Стр.144 упр. 374

Просмотр содержимого документа
«79 лист работы учащегося»

Лист работы учащегося ______________________________________________________

Тема: ___________________________________________________________________

Цель: ________________________________________________________________________

Задание 1. Работа в паре. А) Вставить пропущенные буквы. Распределить на группы.

Р_бочий, р_шать, ру__кий, р_бята, р_кета. Оценка: 5 баллов+3 балла

Б) записать глаголы в 2л ед.ч.

Чирика____, раду____, довер____, крут____, обид____, обижа____, завис____.

Количество баллов

Задание А

Задание Б

Итого

Задание 2. Групповая работа Изменить глагол решать по временам

прошедшее

настоящее

Определить окончание глаголов в прошедшем времени, распределить глаголы по группам согревало, дружил.

Число

Вопрос

Окончание

Примеры

ед.ч.

Что делал?

Что делала ?

ср.р.

Что делало ?

Что делали?

Дескрипторы

Правильно изменили глаголы в прошедшем времени (1б)

Правильно изменили глаголы в настоящем времени (1б)

Правильно изменили глаголы в будущем времени (1б)

Итого

Количество баллов

Дескрипторы

Правильно определили окончания и примеры глаголов м.р (1б)

Правильно определили окончания и примеры глаголов ж.р (1б)

Правильно определили окончания и примеры глаголов с.р. (1б)

Правильно определили окончания и примеры глаголов мн.ч (1б)

Итого

Количество баллов

Задание 3. Индивидуальная работа.

Критерий С Дескрипторы

А) Записать существительные с данными глаголами. Определите род глаголов.

Лошадь, олень, стадо, река, человек (бежал). Иней, одеяло, собака книга, портфель (лежал).

3-4 ошибки

1-2 ошибки

Б) Замените глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени. Выделить окончание, определить род у глаголов

Стоит ясная погода. Автобус отходит от станции. Дорога сворачивает направо. Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблескивает паутина. Время подходит к полудню.

За каждый правильный глагол.

Максимально – 7 баллов.

Итого баллов:

Мои достижения на уроке:

1. Работа в паре.

2 Работа в группе.

3. Индивидуальная работа

Что мы знаем о глаголе?

Продолжи фразы:

  • Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы________.
  • В предложении глагол чаще всего является ________.
  • Глаголы изменяются по ________ и________.
  • Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы__________________.
  • Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________.
  • Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и имеют суффикс ______.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время



Тема:

Число

Вопрос

Окончание

Примеры

Что делал а ?

Слова для справок : росло, строила, учил, помогала,

согревало, дружил.


Тема :

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ

В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ

Число

ед.ч.

Вопрос

Окончание

Что делал?

ср.р.

Что делал а ?

Примеры

Что делал о ?

учил, дружил

строил а, помогал а

росл о, согревал о

Слова для справок : росло, строила, учил, помогала,

согревало, дружил.


Старик жил.

Солнышко село.

Царица замолчала.


Вывод:

Глаголы в прошедшем времени

в единственном числе

изменяются по родам:

в мужском роде они имеют

нулевое окончание,

в женском – а ,

в среднем роде имеют окончание - о .



Прилетели три метели,

Загудели, засвистели,

А четвёртая метель

Постелила им постель.


Может, это прилетели Вовсе даже не метели?

Может, это коростели Или мухи прилетели ?

Знаю я наверняка:

Прилетели облака.


Вывод:

Глаголы прошедшего времени

во множественном числе

имеют окончание – и.

Во множественном числе род

глагола не определяется.


  • На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
  • Когда происходит действие: до момента речи, в момент речи, после момента речи?
  • Какая часть слова отличает глаголы прошедшего времени от других временных форм глагола?

  • Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
  • Какие окончания имеют в мужском, женском и среднем родах?
  • Изменяются ли глаголы прошедшего времени по числам?
  • Какое окончание имеют все глаголы во множественном числе?
  • Можно ли определить во множественном числе род глагола?

Записать существительные с данными глаголами. Определите род глаголов.

Лошадь, олень, стадо, река, человек (бежал). Иней, одеяло, собака книга, портфель (лежал). Зеркало, картина, полотенце, расписание, сосулька (висел).


Замените глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени.

Стоит ясная погода. Автобус отходит от станции. Дорога сворачивает направо, Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблескивает паутина. Время подходит к полудню.


Напишите по образцу. Выделить окончания. Определить число и род.

Облака плыли. – Облако плыло.

Капли падали. Следы пропали. Улицы промелькнули. Стекла блестели. Платья висели. Гости пришли.


Все знают, что мустанги — это одичавшие лошади. Большие стада диких лошадей раньше жили в прериях Северной Америки. Не все знают, что лошади могут выжить и в намного более суровом климате, в частности, на Дальнем Востоке. Например, пару симпатичных лошадей я встретил на побережье Японского моря, на песчаной косе у устья реки Коппи вблизи Совгавани. Лошади не позволили мне приблизиться, и вообще вели себя осторожно. Местные рыбаки рассказали мне, что эти лошади остались после работавшей здесь геологической партии. Так и живут здесь на лугах, между морем и лесом.

Эта оставшаяся без хозяев лошадь живет на побережье Японского моря

Остров Сахалин по очертаниям похож на осетра: у него есть направленный на север нос (полуостров Шмидта), широко открытая пасть (Сахалинский залив), а также длинный и острый спинной плавник (полуостров Терпения). Хвост этой гигантской рыбы почти достигает Японии. Западная лопасть ее хвостового плавника называется полуостров Крильон. Именно здесь я встретил сахалинских мустангов. Небольшое стадо лошадей в течение многих лет обитало на месте заброшенного поселка у устья небольшой реки Найчи. В июне, когда я сделал это фото, лошади явно чувствовали себя хорошо, но вот как они переживают зимы, когда остров заваливают глубокие снега?

Лошади у устья реки Найчи, остров Сахалин.

В тундрах Камчатки лошади оказались не случайно — кто-то предложил использовать их для пастьбы домашних оленей. Это оказалось очень удачной идеей — якутская порода лошадей хорошо себя чувствует в не самом приятном климате северо-западной Камчатки в районе поселка Тигиль. Конечно, здесь не бывает столь холодн, как в Якутии, но очень сыро и ветрено. Лошади круглый год пасутся в тундре под открытым небом, и не требуют дополнительной подкормки.

Традиционный транспорт у коряков — оленья упряжка и собственные ноги.

Сейчас оленеводы прекрасно освоили новое транспортное средство. Пасти оленей верхом намного легче, чем пешком.

Поздняя осень. Лошади переходят вброд через реку Утхолок.

Это не Вайоминг, и не Монголия. Это западнокамчатская тундра.

На северо-западе Камчатки многие оленеводы отлично сидят в седле и управляются с лошадьми не хуже монголов. Американцы, приезжавшие на Камчатку на рыбалку, называют их по аналогии с ковбоями — deer-boys.

Олень - это прекрасное животное, которое является одним из самых крупных животных на земле. Насчитывается огромное количество видов оленей, отличающихся друг от друга размерами, рогами, окрасом и другими особенностями.

Величина оленя может варьироваться от совсем небольшого до огромного, например, величины большой лошади. Самцы и самки несколько отличаются друг от друга. Самка оленя немного меньше в размерах. Так, к примеру, самка северного оленя достигает в холке максимум 120 см, в то время, когда самец может достигать 1,5 метра и более. Масса тела самок также значительно меньше, чем у самцов.

Отличительная черта самки северного оленя

Большинство людей не знает, как называется самка оленя в народе. А называют ее важенка. Важенка за свою жизнь может принести от четырех до десяти оленят, притом, если она будет достаточно здорова и полна сил, то олененок сможет встать на ноги уже на третьи-четвертые сутки. Оленята держаться с матерью около трех лет.

Олени в стаде

Большинство оленей являются стадными животными. В стаде может насчитываться от нескольких десятков, до нескольких сотен особей. Как правило, стадо северных оленей составляет пара самцов, а все остальное - самки с детенышами.

Миграции оленей в стаде

Стадо оленей, практически, всю свою жизнь мигрирует в поисках лучшей среды обитания, а также в поисках пищи. Миграции всегда проходят по одному и тому же маршруту. Так как основной рацион оленей на 90 % состоит из ягеля, то пока животные обойдут маршрут и вернуться на то место, где уже были, ягель успеет полностью восстановиться, тем самым не дав животным умереть от голода.

Совсем недавно экологи предсказали гибель оленей в Антарктике, они стали большой нагрузкой для местной экосистемы. Так как там нет хищников, которые регулируют численность популяции, олени стали агрессорами, которые просто-напросто уничтожили местную растительность.

Не смотря на все это, большинство видов оленей, все же находится под угрозой исчезновения. Используя все свои силы и возможности, человек старается сохранить, как можно больше видов в разных уголках земли, с целью их дальнейшего размножения и расселения.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png